Urban St'14

Работа с сообществом Ново-Молоково: новые желания против старых проблем

30.03.2018
offre-et-partenaires-1280x720.jpg

В последние несколько лет все громче слышны разговоры о сообществах. Социологи их изучают, культурные менеджеры их программируют, бренды гоняются за их лояльностью, а девелоперы ищут с ними контакта для более эффективного развития своих объектов. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Найти точки роста, выявить приницпы построения синергичного и устойчивого механимма  и создать методологию работы на их основе – одна из наших задач.

Представленный ниже проект является одним из наших опытов по работы с местным сообществом в одном из недавно построенных (и еще не в полном объеме сданном) жилых микрорайонов Московской области. Проект был реализован на коммерческой основе и состоял из нескольких этапов: сбора данных,  фасилитационного семинара и проекту по выстраиванию локальной спортивной команды (о последнем можно подробней почитать в этой статье).

ЧАСТЬ 1. СБОР ДАННЫХ О ЛОКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ

В воскресенье,  12 декабря 2015, состоялось праздничное мероприятие «Новый год в Ново-Молоково» на территории жилого комплекса Ново-Молоково. Программа мероприятия состояла из различных мастер-классов для детей и их родителей, театральных постановок и музыкальных номеров, которые за исключением уличных мероприятий, проходили в новом культурном центре жилого комплекса. Более того, для взрослых были организованы танцевальные и спортивные занятия, которые были открыты для всех желающих.

Мероприятие было ориентировано на жителей нового жилого комплекса, их друзей и родственников,которые приехали погостить на выходные. С самого утра культурный центр заполнялся гостями, в основном родителями с их маленькими детьми, которые хотели поучаствовать в мастер-классах. Все гости выглядели очень дружелюбно, стремились поскорее раздеть детей и усадить за стол. Мастер-классы были хорошо организованы, для всех участников были предоставлены места, необходимые материалы и помощь в изготовлении задуманного.

Дети были увлечены занятиями, а родителям выпал шанс расслабиться, пообщаться с соседями и просто с удовольствием провести время. Кроме этого, все желающие могли сфотографироваться в фотобудке и забрать с собой фотокарточки с магнитами на память, что особенно понравилось как детям, так и взрослым. Ближе к вечеру гостей ожидал концерт с песнями одной из жительниц Ново-Молоково, театральные постановки для детей и занятия в спортивном зале для взрослых.

Основной целью работы бюро URBAN St’14 был сбор различного вида данных для последующего их анализа, выявления главных потребностей жителей Ново-Молоково, определения существующих негативных моментов проживания здесь и пожеланий относительно дальнейшего развития. Для решения поставленных задач, были использованы четыре основных инструмента сбора данных.

Пример отчета по итогам проведения подобной активности:


ЧАСТЬ 2. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПОИСК РЕШЕНИЙ

Встреча 24 января 2016 года стала важным элементом цепи событий по привлечению внимания жителей ЖК к пространству нового Культурного центра как к месту для конструктивного диалога со своими соседями. Состав присутствующих на встрече жителей подтвердил факт постепенного роста интереса жителей к теме преобразования пространства и построение нового типа социальных связей.

Все пришедшие имели возможность погрузиться в историю возникновения концепции культурных центров с примерами из мировой и отечественной практики. Вводная лекция стала отправной точкой в собственных рассуждениях и предложениях. По ряду позиций между участниками встречи возникли споры, в ходе которых озвучивались аргументы и формировался процесс диалога. Ведущий семинара сознательно направлял дискуссию в сторону возможных конфликтов групп с целью проявить преимущества процесса диалога и поиска совместных решений по отношению к самоизоляции или агрессивному отстаиванию позиций.

Последовательная стратегия принесла результаты: в ходе беседы самими участниками озвучивались тезисы о необходимости брать на себя ответственность за организацию групп жителей и выстраивание диалога между ними и управляющей компанией, арендаторами торговых площадей и администрацией культурного центра. Понимание необходимости перехода от теории к практике привела к проработке дальнейших шагов. Результат можно назвать скорее поверхностным и требующим дополнительной проработке, однако и он является значительным шагом к достижению поставленных целей.

Значительным ударом для общей концепции развития сообщества активных и ответственных жителей стало полное отсутствие индивидуумов, ранее заявлявших о своей готовности выступить в роли организационного комитета ЖК. Их отсутствие может являться как временным, так и постоянным фактором – для проверки мотивации требуется адаптационный период продолжительность до 4 месяцев.

Данный отчет представляет собой текстовую версию основных блоков общения и систематизированную информацию по возможностям для дальнейших шагов как со стороны администрации КЦ, так и со стороны фасилитирующих групп.